ПРАВДА ПРО СТАН УКРАЇНСЬКОЇ ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ГАЛУЗІ

На цьому ресурсі ви побачите не тільки професійний огляд преси, правдиве інформування про лікарські засоби, а й реальні дії ФармРади у боротьбі за права фармацевтів та права споживачів: документи, запити до влади, проекти законів; акції, заходи, конференції. Реальні люди, що не пошкодували життя для цієї боротьби.
Ми відкриті для спілкування: ви завжди можете звернутися до нас і поспілкуватися наживо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
© Остерігайтесь інформаційних підробок.
БУДЬТЕ ОБЕРЕЖНІ! Не станьте жертвами шахраїв! Вимагайте документацію, перевіряйте репутацію!

пʼятниця, 24 червня 2016 р.

Наша фармакология — в стране «третьего мира»


Несколько дней назад президент Украины Петр Порошенко подписал изменения в Закон «О лекарствен­ных средствах». И эти изменения, по его словам, являются «первым шагом к запуску системного реформирования сферы здраво­охранения». 

Но, судя по всему, таких шагов в Украине предстоит сделать еще немало. И все же, подписание упомянутого закона является неординарным событием, «к которому страна шла долгие годы». Ведь все время «отдель­ные представители власти, бизнеса и монополисты рынка медицинских препаратов пытались выстроить те или иные барьеры». Теперь, как предполагается, повысится качество лекарственных средств, поскольку будет конкуренция на внутреннем рынке. И за счет конкуренции человек сможет выбирать себе оптимальное соотношение цены и качества. При этом мы перекрываем еще один канал финансирования коррупции в Украине. И к нам в Украину смогут, наконец, приходить ведущие фармакологические компании, которые по этическим соображениям отказывались платить взятки… Мы из страны третьего мира в части фармакологии переходим на понятную позицию для всех наших партнеров.

Везде одинаковое действующее вещество

Почему нам так нравятся импортные лекарства? Неужели только из-за оформления упаковки? Конечно, нет. Дело в том, что, даже если в препаратах одинаковое действующее вещество, это не означает, что препараты будут действовать одинаково. Ведь помимо основного ингредиента, в таблетках и микстурах содержатся различные добавки, которые влияют на время действия лекарства. При этом производитель оригинального препарата, перед тем как выпустить его на рынок, проводит различные исследования и клинические испытания. А те, кто выпускает аналоги, лишь покупают лицензию на выпуск препарата с тем или иным действующим веществом. Именно поэтому аналоги, как правило, дешевле — в их цену не заложены научные разработки, предшествующие выпуску лекарства. И совершенно не обязательно, что в аналогах будут те же самые добавки, что и в оригинальных препаратах. Отсюда может быть и разница в действии.

31 мая Верховная Рада приняла поданный Кабмином закон, которым сокращается срок принятия решения о регистрации лекарственных средств до 10 дней вместо месяца. Закон также устанавливает, что зарегистрированные в США, Швейцарии, Японии, Австралии, Канаде и странах ЕС медикаменты должны быть сертифицированы в Украине на протяжении семи дней. Таким образом, монополия поставки лекарств в Украину будет разрушена, а граждане получат доступ к качественным препаратам по адекватным ценам. Как видим, украинское правительство вновь решило отменить регистрацию иностранных лекарств, что должно снизить их стоимость на 30–40 проц. Вновь — потому, что в 2014 году международные ПРООН, ЮНИСЕФ и Crown Agents уже должны были закупать препараты, не зарегистрированные в Украине. И тогда же была введена система упрощенной регистрации. Но в итоге комплексного подхода к упрощению регистрации министерство, под руководством Александра Квиташвили, их не применило. Как говорил тогдашний министр, на его пути стояли украинские производители, которые боятся конкуренции с иностранцами на внутреннем рынке. Есть информация, что у нас в стране пять-шесть компаний «контролировали рынок нерыночными методами» и препятствовали ввозу лекарств из-за границы. И сейчас первая реакция на новый закон о регистрации лекарств у украинских фармацевтов была негативной. Они продолжали утверждать, что новые правила откроют доступ на рынок Украины некачественным импорт­ным препаратам. А тот факт, что препарат зарегистрирован в одной из стран ЕС, не дает стопроцентной гарантии, что он там и производился. Часто на упаковках указывают адрес главного офиса, в то время как фактически препарат производят на других площадках. Например, в Индии. Второй аргумент «против», выдвинутый украинскими производителями — на рынок выйдут дешевые импортные генерики и спрос на отечественную продукцию упадет.

Кстати, МВФ рекомендовал Украине поднять ставку НДС на лекарства с 7 до 21 проц. (7-процентная ставка НДС для лекарственных средств была введена только в 2014 году). Хотя тогда, по оценке Аптечной профессиональной ассоциации Украины, цены на лекарства выросли бы более чем на 40 проц. Но в декабре 2015 года Рада, по предложению Кабмина, не изменила эту ставку. Тем более, что из-за девальвации гривни цены на лекарства в Украине и без того существенно выросли.

Референтное ценообразование



Но теперь, вроде как уже известно, что «благодаря закупке лекарств через международные организации удалось сэкономить почти 1 млрд. гривен». А с 1 августа планируется запуск процесса референтного ценообразования на лекарственные средства, что «по предварительным оценкам приведет к 20 проц. снижению цен на лекарства, которые закупаются за бюджетные средства». Референтное ценообразование означает, что цены на медикаменты в Украине будут сравнивать с аналогичными в соседних странах, «со схожей экономической ситуацией». А если у нас окажется дороже, продавцов могут попросить подкорректировать прайсы. Такая схема с августа начнет действовать на группы препаратов из Перечня лекарственных средств, закупаемых учреждениями здравоохранения за день­ги государственного или местных бюджетов, стоимость которых компенсируется из этих бюджетов. (Кстати, в нашей стране зарегистрировано около 9,9 тысячи препаратов. В то время как, например, во Франции их количество достигает 16 тысяч…). Речь идет, в том числе, о препаратах для лечения многих хронических болезней. В том числе гипертонии и сахарного диабета. А с  1 октября у нас должен начаться процесс реимбурсации — механизм обеспечения населения лекарственными средствами, который подразумевает возмещение стоимости лечения для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Но пока что, как оказалось, цены уменьшились далеко не на все лекарства. Немногие поставщики отреагировали на то, что доллар стабилизировался. Однако нужно учесть, что большинство лекарств, которые необходимы Украине, у нас не производятся. (А если и производятся на наших предприятиях, то в них очень большая импорт­ная составляющая). Так что, если будут колебания доллара, то они опять вырастут в цене. К тому же, если мы начнем бороться с коррупцией, высока вероятность того, что цены лишь вырастут за счет черного импорта. Ведь, если импортеры занижают таможенную стоимость, они могут и продать дешевле.

Еще не тот закон

Впрочем, и после принятия законопроекта №4484 лекарства так просто в аптеках не появятся. Тем более что солидная часть сети аптек — это еще одно коррумпированное звено. Поэтому Кабмину необходимо принять постановление, которое заставит аптеки продавать дешевые лекарства по цене, которая не выше, чем в референтных для Украины странах. Пока же у нас разница цен в разных аптеках бывает составляет до 100 проц. И вообще, в Украине нужно принимать комплексный закон «О лекарственных средствах». А закон об упрощении регистрации лекарств не окажет позитивного влияния на цены лекарственных средств. Так считает народный депутат, член Комитета ВРУ по вопросам здравоохранения Олег
Мусий.
— С моей точки зрения, упрощенная процедура регистрации по­влияет на цены где-то на 1–2 проц., — утверждает нардеп. — И то, скорее всего, лишь теоретически. Это уже не говоря о том, что закон об упрощении процедуры регистрации иностранных препаратов в Украине к снижению цен на лекарства практически не имеет отношения. Ведь он будет касаться только тех медикаментов, которые не зарегистрированы в Украине…
Короче говоря, рассказы тех, кто рапортовал о будущем снижении стоимости лекарств в Украине из-за законопроекта №4484 (об упрощении регистрации), не соответствуют действительности. Хотя этот закон тоже нужен, чтобы расширить доступ к медикаментам наших людей. А по ценам…  Это в большей степени мечты. Хотя, может быть, референтное ценообразование на цены все же повлияет.
Сегодня чаще всего украинцы покупают лекарства «от давления». И лекарств здесь море. К примеру, разжижать кровь можно ацетилсалициловой кислотой («Аспирин Кардио»), «Прадакса», «Варфарин», Ривароксабан («Ксарелто»)… Но многие ли из пенсионеров могут принимать «Ксарелто», который даже по дисконтной карточке сегодня стоит 1320 гривен за 42 таблетки? А надо каждый день по таблетке.
В конце этого месяца заканчивается срок, который президент Украины Петр Порошенко дал исполняющему обязанности министра здравоохранения Виктору Шафранскому, чтобы внести на рассмотрение правительства нормативные документы, урегулирующие вопросы импорта лекарств. Хотя, в связи с частыми пересмотрами аптеками цен на препараты из-за нестабильной экономической ситуации, зафиксированная стоимость лекарств в любой момент может стать неактуальной. Впрочем, Владимир Гройсман заявлял, что реформа здравоохранения на сегодня — это один из самых сложных вызовов для украинских политиков. При этом глава правительства не верит, что реформу удастся провести быстро. И про первые результаты, по его словам, можно будет говорить только через два-три года.

Аркадий ГЕНКИН.

http://timeua.info/post/obshestvo/nasha-farmakologiya---v-strane-tret-ego-mira-04230.html

Немає коментарів: