ПРАВДА ПРО СТАН УКРАЇНСЬКОЇ ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ГАЛУЗІ

На цьому ресурсі ви побачите не тільки професійний огляд преси, правдиве інформування про лікарські засоби, а й реальні дії ФармРади у боротьбі за права фармацевтів та права споживачів: документи, запити до влади, проекти законів; акції, заходи, конференції. Реальні люди, що не пошкодували життя для цієї боротьби.
Ми відкриті для спілкування: ви завжди можете звернутися до нас і поспілкуватися наживо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
© Остерігайтесь інформаційних підробок.
БУДЬТЕ ОБЕРЕЖНІ! Не станьте жертвами шахраїв! Вимагайте документацію, перевіряйте репутацію!

четвер, 21 квітня 2016 р.

Повышенная доза. Украинские фармацевты уверенно наращивают производство — по 30% в месяц

Их стимулирует обнищание населения, отказывающегося от дорогих импортных лекарств, и государственные эксперименты.

Украинская фармацевтическая промышленность начала выкарабкиваться из кризиса. По данным Госкомстата, профильные компании не просто перестали сокращать производство, но и наращивают его. Так, в январе этого года отечественные фармакологи произвели на 32 % больше продукции, чем в декабре, а в феврале рост оказался еще выше — 35 %.

Причиной этой активизации стало беднеющее население, которое не может себе позволить подорожавшие зарубежные лекарств и выбирает более доступные отечественные аналоги. “Импортные препараты берут только такие, каких не производят в Украине,— говорит Елена Прудникова, глава общественной организации ФармРада, которая объединяет владельцев несетевых аптек.— Люди сами спрашивают: что вы можете предложить подешевле?” Причем, по ее наблюдениям, прижимистость демонстрируют даже представители среднего класса, которые раньше могли себе позволить зарубежные препараты.

По данным консалтинговой компании Proxima Research, в аптечных продажах доля отечественных препаратов в натуральном выражении достигла рекордных 77 %. В прошлом году эта цифра была 72 %, а в 2014‑м — и вовсе 68 %. “Сейчас Украина получила исторический шанс — максимально избавиться от зависимости от иностранных лекарств. И развить внутреннее производство”,— говорит Светлана Диденко, генеральный директор фармацевтической фирмы Дарница.

 
Все на руку

Сотрудники Борщаговского химико-фармацевтического завода (БХФЗ) похожи на хирургов, готовящихся к операции: заходя в цех, они надевают белые брюки, курточки и шапочки — точь‑в-точь медицинские. Такие повышенные требования к чистоте — строгие условия европейского медицинского стандарта качества GMP. Последние четыре года он обязателен для украинских производителей.

Внедрение современных стандартов — одна из причин, помимо снижения доходов населения, по которой украинская фармацевтика выигрывает конкуренцию с зарубежными препаратами. Кроме того, отечественные производители в последние годы ориентировались на самые востребованные импортные лекарства. “Наши всегда смотрели, что неплохо продается. И делали генерические копии”,— рассказывает Юрий Чертков, директор Агентства медицинского маркетинга. Конкуренция выходила за счет цены: украинские лекарства оказывались дешевле.

Секрет успешного цено­образования прост: наши фармакологи, закупая сырье для лекарств за рубежом, экономят на стоимости рабочей силы и энергоносителях. К тому же они значительно меньше иностранцев инвестируют в разработки.

В итоге в 2014‑м средняя цена импортного лекарства была в 4,2 раза выше, чем отечественного.

В прошлом году разрыв немного увеличился: зарубежные компании значительно подняли цены из‑за скачка курса доллара. Украинцы же выставили ценники скромнее — во многом благодаря тому, что валютная составляющая, по информации Петра Багрия, президента ассоциации Производители лекарств Украины, в цене их товара не превышает 50 %.

При этом препараты, которые выпускают украинские предприятия, не уступают зарубежным аналогам, уверяет Виктор Чумак, экс-руководитель государственного фармакологического центра, а сейчас вице-президент Ассоциации фармацевтической промышленности. По его словам, в этом смогли убедиться миллионы украинцев, которые приняли участие в экспериментальной гос­программе Артериальная гипертензия, стартовавшей в 2012 году.

Ее участникам — людям, имеющим проблемы с высоким давлением и сосудами, государство компенсировало 90 % стоимости лекарств. Под денежное возмещение подпадали в основном дешевые отечественные препараты. И хотя программа закончилась уже через год, по мнению Чумака, она изменила потребительский стереотип.

“Люди увидели, что есть украинские препараты, которые лечат так же, но за значительно меньшие деньги”,— комментирует итоги программы Юлия Здаревская, главный экономист БХФЗ.

Индийский слон

Впрочем, благоприятная для украинских фармакологов ситуация не будет вечной. В ценовую конкуренцию с отечественными препаратами уже вступают лекарства из Азии — в частности, Индии и Китая.

В этих странах расположены крупнейшие предприятия по производству фармакологического сырья, которых в Украине нет, говорит Багрий. А значит, индийские и китайские фармакологи имеют возможность покупать субстанции для лекарств дешевле, чем другие. К тому же правительство Индии стимулирует экспорт фармпрепаратов, а также предоставляет налоговые льготы на проведение исследований. Так, по данным PricewaterhouseCoopers, уже через четыре года индийская фармпромышленность войдет в топ-15 крупнейших в мире.

“Весь мир проигрывает ценовую войну индусам и китайцам”,— разводит руками Багрий. И данные украинских аптечных продаж следуют мировой тенденции: в 2015‑м доля индийских лекарств увеличилась с 4,7 % до 5,2 %. Пока она невелика, но, по словам Маноджа Кумара Бхарти, посла Индии в Украине, фармкомпании его страны хотели бы увеличить свое присутствие на местном рынке. Посол уверен: имплементация европейских торговых правил поможет в этом. “Чем больше украинские законодательные нормы будут соответствовать нормам ЕС, тем легче индийской продукции будет зайти на местный рынок. Ведь она уже присутствует в Европе и соответствует нормам и требованиям ЕС”,— сказал посол в интервью агентству Интерфакс-Украина в марте.

Внутривенное влияние



Чтобы защититься от агрессивных конкурентов, у отечественной фарминдустрии есть два пути. Первый — с помощью лоббистов административными методами усложнить регистрацию и перерегистрацию иностранных препаратов на местном рынке. Второй — выпускать продукцию, которая будет лучше, чем у конкурентов. И если первый способ консервирует ситуацию, то второй может способствовать развитию отрасли и увеличению количества рабочих мест.

Хороший пример — черкасская компания Юрия-Фарм. Она появилась 18 лет назад на базе неработающего цеха по расфасовке физраствора, который существовал в советские времена при многих больших молочных предприятиях. Компания, владельцы которой до этого не занимались фармацевтикой, закупила новейшее оборудование и освоила инфузионные (внутривенные) препараты, которые никогда не выпускались в Украине ранее. Сейчас своим ассортиментом она покрывает 60 % потребностей лечебных учреждений в госпитальных растворах. Кроме этого, компания начала экспорт на ранее невиданные для украинских фармацевтов рынки Латинской Америки. По итогам прошлого года три препарата Юрия-Фарм оказались в десятке самых продаваемых украинских лекарств. В 2016‑м компания в два раза увеличила рекламную активность на ТВ.

Цех по производству инфузионных препаратов запустила и Дарница. Мощность — 16 млн флаконов в год, все технологические процессы полностью контролируются компьютеризированной системой. Сейчас сюда водят на экскурсии врачей и медработников со всей страны, рассказывает Диденко. “Мы видим, как ломается стереотип, что отечественные предприятия — технологически устаревшие”,— говорит гендиректор.

А корпорация Артериум в прошлом году вывела на рынок два препарата инсулина. Оба произведены с помощью генной инженерии.

Впрочем, это одиночные примеры. По словам Черткова из Агентства медицинского маркетинга, фармакологи не очень активно используют позитивную для них рыночную ситуацию, хотя и находятся в лучшем положении, чем иностранные представительства. Эксперт поясняет: украинцы более мобильны, им не нужно согласовывать различные изменения с головным офисом, а значит, подстраиваться под рынок они могут быстрее. “Сейчас самое время докрутить все бизнес-процессы,— говорит консультант по маркетингу.— И стартануть еще лучше”.

Направление — заграница

На проходной Борщаговского химико-фармацевтического завода перед обязательным на таких предприятиях турникетом висит большое объявление о том, что на производстве проводится сертификационное инспектирование Латвийским государственным агентством лекарств. В Латвию киевский завод уже несколько лет активно поставляет свои лекарства, поэтому подобные проверки здесь — обычное дело. В прошлом году объем экспорта БФХЗ составил 12 % от всей выпущенной продукции — в 2010‑м эта цифра была в два раза меньше.

Работа в экспортном направлении у украинцев кипит. Тот же БФХЗ в 2015‑м вышел на новый для отечественных фармкомпаний рынок Ирана, а Юрия-Фарм начала поставки в Аргентину и Бразилию.

Так украинские предприятия стараются возместить потери — в прошлом году, по данным ГФС, экспорт их продукции упал на 39,2 %, до $1,6 млрд. За последние два года стали меньше отгружать лекарств в Россию: продажи туда сократились почти в два раза, до $18,8 млн. И связано это не с запретами на украинские лекарства, а скорее с потребительскими настроениям самих россиян, поясняет Багрий.

Производители не только поставляют лекарства на развивающиеся рынки — чуть более месяца назад Фармак купил торговую компанию в Польше. Украинский фармгигант собирается продавать свои препараты на территории ЕС. По словам Фили Жебровской, совладелицы предприятия и его гендиректора, Европейский союз — одно из ключевых направлений в экспортной стратегии Фармака. Ведь объем рынка лекарственных препаратов в ЕС составляет около $140 млрд. Для украинцев — заманчиво.


Екатерина Шаповал
http://biz.nv.ua/publications/povyshennaja-doza-ukrainskie-farmatsevty-uverenno-narashchivajut-proizvodstvo-po-30-v-mesjats-111426.html

Немає коментарів: