ПРАВДА ПРО СТАН УКРАЇНСЬКОЇ ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ГАЛУЗІ

На цьому ресурсі ви побачите не тільки професійний огляд преси, правдиве інформування про лікарські засоби, а й реальні дії ФармРади у боротьбі за права фармацевтів та права споживачів: документи, запити до влади, проекти законів; акції, заходи, конференції. Реальні люди, що не пошкодували життя для цієї боротьби.
Ми відкриті для спілкування: ви завжди можете звернутися до нас і поспілкуватися наживо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
© Остерігайтесь інформаційних підробок.
БУДЬТЕ ОБЕРЕЖНІ! Не станьте жертвами шахраїв! Вимагайте документацію, перевіряйте репутацію!

середа, 9 березня 2016 р.

Кому выгодно сорвать международные закупки лекарств в Украине


Кто и как пытается выдавить в Украине международные организации из госзакупок медпрепаратов и сколько на этом потеряют бюджет государства и пациенты

В начале марта в соцсетях и ряде интернет-проектов появилась информация о закупке для Украины международными организациями якобы некачественных онкологических препаратов. Как и в случае с антивакцинальной кампанией, большинство причин этих публикаций ведут к одним и тем же людям. Один из них тесно связан с руководством Минздрава времен правления Виктора Януковича и выстраивал коррупционные схемы при госзакупках лекарств. Международные и общественные организации неоднократно уличали его фирму и аффилированные компании в сговорах на торгах и участии в хищении средств. В 2011-2013 годах, по официальным данным СБУ, откаты на госзакупках лекарств достигали 40%.

Второй - его протеже и давний соратник. Сейчас он активно продвигает себя как активиста-журналиста и выступает за права онкобольных.

Сколько зарабатывают лоббисты

Чтобы понять цену вопроса, достаточно рассмотреть лишь один тендер на один тип препарата для онкобольных. В 2014 году Украина покупала 1 таблетку "Иматиниба" по $96 за штуку. В 2016-м международные организации предложили купить ее за $4. Фактически за те же деньги таким образом можно оказать помощь в 25 раз большему количеству людей c диагнозом хронический мейлолейкоз.

В начале 2000-х курс лечения одного ВИЧ-инфицированного в Украине стоил около $10 000, в то время как в Германии он уже давно обходился в $1000. Потому что в Германии закончилось действие патента, а в Украине - нет. А значит, в Украине торговать более дешевыми и не менее эффективными аналогами нельзя, а в Германии - можно. Эпидемию СПИДа в мире остановили именно индийские производители - снизив в сотни раз цену и дав возможность большему количеству людей получать нужное лечение. Сегодня средний годовой курс лечения ВИЧ-позитивного человека генерическими препаратами стоит $250.

Миллиардные прибыли, получаемые во время действия патента, тратятся не только на разработку лекарств, но и на подкупы чиновников и врачей. Недавно, например, компания Pfizer была оштрафована на $60 млн за взятки чиновникам и врачам в России. И это распространенная практика. Еще ни одной стране мира не удалось заставить фармацевтических гигантов показать свои реальные траты на так называемый R&D (исследование и разработку) и заставить фармацевтов регулировать цены в зависимости от этого.

Алгоритм вытеснения международных организаций

Люди, работавшие при Раисе Богатыревой серыми кардиналами Минздрава, сейчас публикуют сенсационные расследования о некачественных индийских препаратах, которыми будут травить украинцев. Только, к сожалению, они умалчивают о том, что основная часть этих препаратов получила сертификат качества в Евросоюзе, а заводы производителей расположены в фармацевтических хабах и больше похожи на хай-тек-технопарки.

Сценарий срыва участия международных компаний в госзакупках лекарств прост. Уже начались разговоры о необходимости внести правки в существующий закон о международных закупках медпрепаратов. На первый взгляд, правильные предложения несут угрозу: после их принятия уход с рынка международников будет логичным и ожидаемым шагом. Большинство этих правок направлены на изменения внутренних процедур международных компаний, которые работают более чем в 100 странах мира. Не может и не будет, например, ЮНИСЕФ подстраиваться под уникальное законодательство Украины. Им проще и логичнее прекратить сотрудничать с непредсказуемыми украинскими властями.

На вариант "не работаем" и рассчитаны предложенные правки лоббистов.

Первое: публичное формирование требований к предмету закупки Минздравом Украины и проведение торгов международных организаций по этим требованиям. Процесс формирования технических требований никогда в Украине не был публичным. Если и говорить об открытости и прозрачности такого процесса, то это должно касаться всех без исключения закупок, а не только проводимых международными компаниями. Например, публичным должен стать процесс формирования технических требований на закупку оборудования для атомных электростанций. Чрезмерная открытость процесса может даже навредить, потому что заинтересованные лица и будущие участники торгов могут дискредитировать тендер, затягивать его и заранее, еще до оглашения торгов, согласовывать свои действия. Что касается лекарств, то технические требования определенно очень важны, и ничто не мешает публичному обсуждению уже сформированных запросов. Это уже есть, не нужно менять закон.



Второе: международные организации предлагают обязать открыть свои внутренние процедуры. Это - наличие и следование внутренним policies and procedures - как раз отличает многие международные корпорации от украинских компаний. В таком случае всех поставщиков публичных закупок надо заставить раскрывать свои внутренние документы, но такой практики прозрачности нет даже в самых развитых странах Европы, где жестко охраняется коммерческая тайна.

Третье: обеспечение эффективного и доступного для украинских резидентов и общественных организаций механизма решения споров. Процедура оспаривания госзакупок в Украине часто используется для блокировки самого процесса. В прошлом году, например, медицинские тендеры оспаривали производители кожгалантерейных изделий. В любом случае у всех поставщиков всегда есть право судебного оспаривания.

Фактически большинство из этих требований если и выполнимы, то только в рамках изменения всех процедур и процессов всех закупок, а не только применительно к лекарствам. Эти предложения также сделают невозможной работу международных организаций по своим процедурам. А именно это и нужно людям, которые хотят вернуть все на круги своя и дальше заниматься "консалтингом". К сожалению, инструментами в этой борьбе становятся волонтеры и пациенты, на которых и дальше хотят зарабатывать.

Александра Устинова, член правления Центра противодействия коррупции

http://www.liga.net/opinion/273134_komu-vygodno-sorvat-mezhdunarodnye-zakupki-lekarstv-v-ukraine.htm

Немає коментарів: