ПРАВДА ПРО СТАН УКРАЇНСЬКОЇ ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ГАЛУЗІ

На цьому ресурсі ви побачите не тільки професійний огляд преси, правдиве інформування про лікарські засоби, а й реальні дії ФармРади у боротьбі за права фармацевтів та права споживачів: документи, запити до влади, проекти законів; акції, заходи, конференції. Реальні люди, що не пошкодували життя для цієї боротьби.
Ми відкриті для спілкування: ви завжди можете звернутися до нас і поспілкуватися наживо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
© Остерігайтесь інформаційних підробок.
БУДЬТЕ ОБЕРЕЖНІ! Не станьте жертвами шахраїв! Вимагайте документацію, перевіряйте репутацію!

вівторок, 22 грудня 2015 р.

Общие продажи лекарств в стране по-прежнему снижаются, но в крупных городах они начали расти


business.vesti-ukr.com: В Украине растет разрыв между гражданами, которые в состоянии тратиться на свое лечение и теми, кто уже с трудом находит деньги на таблетки. По данным руководителя «Агентства медицинского маркетинга» Юрия Черткова, за 11 месяцев 2015 г. общие продажи медикаментов в стране в натуральном выражении снизились, по сравнению с аналогичным периодом 2014г, на 13%. И это без учета оккупированных территорий на востоке страны — с Донбассом статистика была бы еще более печальной.

В деньгах этот показатель, наоборот, вырос на 40%, но это связано лишь с резким подорожанием препаратов. В то же время, как показывают результаты исследования рынка PharmXplorer/Фармстандарт и Market Cross View (проводилось в 12 крупнейших городах страны) компании Proxima Research, со второго квартала 2015 г. в крупных городах наметилась тенденция увеличения объемов реализации препаратов. По итогам 9 месяцев, положительная динамика составила 4,7%.

Медицинский патриотизм

Исследователи, и аптекари в один голос утверждают: и в крупных городах, и на периферии население стремится по максимуму сэкономить на лекарствах. В итоге продажи перераспределяются в пользу отечественных медикаментов.

«Большинство клиентов всегда интересуется возможностью заменить рекомендованный врачом препарат более дешевым аналогом», — рассказала «Вестям» руководитель отдела маркетинга сети «Аптека DS» (более 100 точек в западных областях страны) Любовь Дуб.

«Если в прошлом году доля украинских препаратов в общих продажах составляла в натуральном выражении 64%, то в этом выросла до 75%», — добавляет Юрий Чертков.

Обойти конкурентов украинским фармацевтам позволяет более лояльная ценовая политика. Хотя наши предприятия и закупают сырье за границей, их продукция дорожает не так стремительно, как импортная. В итоге стоимость среднестатистической упаковки серьезно разнится. Для лекарств иностранного производства это показатель составляет 120,3 грн., для отечественных — 23,5 грн., свидетельствуют данные Proxima Research.

Схемы лечения

Но в более платежеспособных городах замедлилось снижение темпов реализации и импорта. Скажем, если во втором квартале этого года продавцы заграничных таблеток ушли в минус на 10% (в натуральном выражении), то по итогам третьего — всего на 5,7%, что по нынешним временам сравнительно неплохо.

Мнения экспертов о факторах, которые немного выровняли падающий третий год подряд рынок, разнятся. Одни аналитики считают, что все дело в ажиотажном спросе на лекарства. Якобы, украинцы, готовясь к очередному витку инфляции и подорожанию медикаментов, стремятся сформировать хоть какие-то запасы. В принципе, для определенной части жителей мегаполисов такие настроения действительно характерны, отмечает Чертков. Но вот в городах поменьше домашние аптечки пополнять не спешат. «У потребителей попросту нет свободных денег, которые можно было бы потратить на закупку лекарств впрок», — поясняет Любовь Дуб. По ее словам, в их сети рост продаж происходит разве что за счет открытия новых торговых точек — увеличения спрос на препараты не отмечается.

Другие отводят главную роль в «построении продаж» самим фармацевтам. Большинство компаний не сидят сложа руки. Снижение спроса, наоборот, заставляет их наращивать рекламные бюджеты и маркетинговую активность. По данным Proxima Research, общий уровень контакта фармацевтов с телеаудиторией вырос за 9 месяцев этого года на 4,7%. Причем, отечественные компании увеличили свою рекламную активность почти на 33%, тогда как импортеры, наоборот, снизили на 8,5%.

Схожие тенденции отмечаются и в сегменте непрямой рекламы. Как утверждают исследователи, в этом году врачи выписали своим пациентам лекарств на 64% (в денежном выражении) больше, чем в прошлом. Понятное дело, что не обошлось без «премий» со стороны благодарных фармацевтов. Хотя отечественное законодательство и запрещает фарм представителям общаться с докторами, низкие зарплаты последних по-прежнему заставляют их дружить с продавцами таблеток.

Аптеки закрываются



Эксперты отмечают интересные тенденции и в рознице. «На рынке появился крупный игрок, который контролирует порядка 9% и поэтому может диктовать свои условия», — говорит Юрий Чертков. Речь идет о сети «Аптека низких цен», располагающей порядка 300 торговыми точками по всей стране. «За счет больших объемов продаж, они могут давать хорошие цены, привлекая все больше потребителей», — отмечает Чертков.

Ценовые войны уже привели к снижению средней аптечной наценки с прошлогодних 30% до 20%. Впрочем, разброс цен в разных аптеках остается достаточно существенным: стоимость одного и того же препарата может отличаться в 1,5 раза. Эксперты поясняют столь значительную разницу в цене, прежде всего, аппетитами продавцов. Как правило, медикаменты стоят дороже в аптеках, расположенных в самых проходных местах. «Импортеры не имеют возможности контролировать цены в аптеках. Большой разрыв в стоимости одних и тех же препаратов может быть связан с различной датой поступления товара в аптеку и, соответственно, разной закупочной ценой, которая сильно менялась во время курсовых колебаний. Статистика рынка показывает, что основной скачок цен наблюдался в марте, после февральского подъема курса доллара до 33 грн. После стабилизации курса гривны цены на лекарства в аптеках также стабилизировались и несколько уменьшились (по данным компании PharmStandart)», — рассказала «Вестям» директор ООО «Такеда Украина» Наталия Заго.

Но ставка на высокие наценки уже сыграла со многими аптекарями злую шутку — количество разорившихся розничных точек стремительно растет.

Если в прошлом году в Украине насчитывалось порядка 21 тыс. аптек, то в этом — не более 19 тыс. И это несмотря на то, что все более-менее успешные сети расширяются, открывая новые точки.

Если чистка рынка продолжится, не исключено, что торговые наценки на лекарства еще больше снизятся. Впрочем, не факт, что украинцы ощутят это на своих кошельках. Ведь если гривна продолжит обесцениваться, лекарства подорожают еще больше. «Наш рынок — импортозависимый, ведь даже отечественные производители используют заграничное сырье. Поэтому малейшие валютные колебания тут же отражаются на ценах», — констатирует Любовь Дуб.

Людмила Ксенз
http://business.vesti-ukr.com/128075-zhiteli-ukrainskih-megapolisov-podseli-na-tabletki

Немає коментарів: