ПРАВДА ПРО СТАН УКРАЇНСЬКОЇ ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ГАЛУЗІ

На цьому ресурсі ви побачите не тільки професійний огляд преси, правдиве інформування про лікарські засоби, а й реальні дії ФармРади у боротьбі за права фармацевтів та права споживачів: документи, запити до влади, проекти законів; акції, заходи, конференції. Реальні люди, що не пошкодували життя для цієї боротьби.
Ми відкриті для спілкування: ви завжди можете звернутися до нас і поспілкуватися наживо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
© Остерігайтесь інформаційних підробок.
БУДЬТЕ ОБЕРЕЖНІ! Не станьте жертвами шахраїв! Вимагайте документацію, перевіряйте репутацію!

пʼятниця, 20 листопада 2015 р.

Нацагентство по закупке лекарств: реформа или еще одна коррупционная структура?


Почему в текущих условиях создание Нацагентства по закупке лекарств не уменьшит коррупцию, а приведет к еще большей потере времени для проведения настоящих реформ и дополнительному расходованию бюджетных средств

Ни для кого не секрет, что государственные закупки лекарственных средств и медизделий из года в год становятся предметом громких коррупционных скандалов. В конце октября текущего года премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о необходимости создания независимого Национального агентства по закупке лекарственных средств и медицинских изделий. Таким образом, функцию закупки медикаментов планируют полностью вывести из компетенции Минздрава.

На первый взгляд, отстранение одного из самых коррумпированных ведомств от распоряжения бюджетными средствами может показаться логичным и долгожданным шагом. Однако если знать, как на самом деле реализуются коррупционные схемы при закупках лекарственных средств, становится очевидным, что создание нового органа — это фактически создание еще одного Минздрава, на запуск и функционирование которого будут выделяться дополнительные деньги из государственного бюджета.

Дело в том, что помимо коррупции в виде классических откатов на самом тендере большая доля договоренностей и лоббирования интересов конкретных фармацевтических производителей происходит задолго до самой процедуры тендера, а именно в процессе формирования предмета будущей закупки. Этот процесс длительный и комплексный, и на каждом его этапе сегодня и реализуется эта самая коррупция, начиная от этапа формирования отраслевых стандартов, сбора заявок от регионов и заканчивая утверждением номенклатуры на текущий год и подготовкой тендерной документации. На каждом из таких предзакупочных этапов существуют механизмы, направленные на ограничение конкуренции, а значит, и на сужение круга потенциальных участников будущих торгов.

Писать о несовершенстве существующей системы можно долго. И многое уже написано — в частности, в Концепции реформирования системы государственных закупок лекарственных средств, которая сейчас проходит публичное обсуждение на сайте Благотворительного Фонда "Пациенты Украины". Главная мысль заключается в том, что реформе должны быть подвергнуты все находящиеся в компетенции Минздрава элементы процесса закупок — от определения стандартов лечения до поставки закупленной продукции в учреждения здравоохранения.

Ключевой задачей при реальном реформировании сферы государственных закупок лекарств и медицинских изделий должно стать в первую очередь:

развитие отраслевых стандартов в здравоохранении (формуляры, клинические протоколы и т.п.) и их обязательное применение при формировании предмета закупки, что позволит обеспечить унификацию подходов при отборе препаратов для закупок по всей стране и соблюдение принципов доказательственной медицины,
прозрачный и хорошо прописанный порядок всех соответствующих процедур по принятию решений относительно отбора таких препаратов для будущих закупок и формированию тендерной документации,
введение реально действующей возможности обжалования действий всех ответственных лиц, принимающих такие решения.
Эту задачу невозможно решить, просто создав новый орган, если этот орган (даже при фантастической картине закупок без откатов) будет иметь дело с предметом закупки, сформированным по действующим правилам с применением коррупционных схем до начала самой процедуры. Поэтому необходим комплексный подход, который должен включать детальный пересмотр ряда нормативных актов от приказов Минздрава до законов, а также введение реально действующих прозрачных процедур принятия решений.

Мы убеждены, что гораздо проще и эффективнее обеспечить прозрачность закупок можно не путем включения новых шестеренок в заржавевший механизм, а путем его ремонта — изменения законодательной базы, которая позволяет существовать коррупционным схемам.



Учитывая специфику закупок Минздрава, отдавать их в руки людей, не имеющих отношения к сфере здравоохранения, никто не станет, а значит, в "новое ведомство" будут приглашать работать все тех же специалистов сферы здравоохранения, которые сегодня работают в Минздраве и подконтрольных ему структурах. Таким образом в стране будет существовать два Минздрава, и оба они будут частью одной системы генерирования коррупционных доходов за счет жизни и здоровья населения Украины.

Стоит отметить, что сама по себе идея передачи закупок лекарств отдельному национальному агентству не абсурдна — есть примеры успешной ее реализации, как например Amgros в Дании или Cenabast в Чили. Более того, отдельные закупочные агентства могут быть полезны уже сейчас в других, более простых сферах, где нет такой сложной процедуры определения предмета закупки и где простое введение новых закупочных процедур действительно будет избавлять от значительной части коррупционного налога.

В то же время, на наш взгляд, в текущих условиях существования "прогнившей" системы формирования предмета закупки лекарств и медицинских изделий такой шаг точно не приведет к уменьшению коррупции и эффективным закупкам. Напротив, очередная административная реформа и появление еще одного административного органа в здравоохранении приведет к еще большей потере времени для проведения настоящих реформ и дополнительному расходованию бюджетных средств, которых и без того не хватает в нашем государстве.

Кроме того, в большинстве стран ЕС, в которых существуют централизованные закупки, такие закупки осуществляются непосредственно Министерством здравоохранения (Бельгия, Чехия, Польша, Испания и др.) Это подтверждает позицию, что ключ к успешному проведению закупок — не изменение формы (создание новых институтов), а капитальный ремонт сути процедур, направленный на прозрачное функционирование всех механизмов закупочного цикла. Мы уверены, что обеспечить прозрачные государственные закупки лекарств и медицинских изделий можно и без создания "Минздрава по закупкам" — достаточно внести изменения в существующие подзаконные акты Кабмина и профильного министерства и обеспечить их надлежащее исполнение. В то же время с развитием механизма закупок через международные организации (и, надеемся, введением системы реимбурсации, т.е. возмещения пациентам полной или частичной стоимости лекарств из государственного бюджета) объем централизованных закупок через Минздрав должен сам по себе существенно сократиться до буквально одной-двух программ. Это означает, что государственные инвестиции в построение еще одного Минздрава являются бессмысленными, т. к. коррупционные схемы этим изменением устранены все равно не будут, а объем закупок через этот орган будет очень незначительным.

Мы очень надеемся, что представители украинского правительства наконец начнут осуществлять тяжелые технократические реформы и перестанут их имитировать за счет озвучивания громких популистских идей.

Евгения Очеретько
юрист АО "Арцингер"

Лана Синичкина
партнер АО "Арцингер"
http://delo.ua/ukraine/nacagentstvo-po-zakupke-lekarstv-reforma-ili-esche-odna-korrupci-306964/ © delo.ua

Немає коментарів: