ПРАВДА ПРО СТАН УКРАЇНСЬКОЇ ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ГАЛУЗІ

На цьому ресурсі ви побачите не тільки професійний огляд преси, правдиве інформування про лікарські засоби, а й реальні дії ФармРади у боротьбі за права фармацевтів та права споживачів: документи, запити до влади, проекти законів; акції, заходи, конференції. Реальні люди, що не пошкодували життя для цієї боротьби.
Ми відкриті для спілкування: ви завжди можете звернутися до нас і поспілкуватися наживо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
© Остерігайтесь інформаційних підробок.
БУДЬТЕ ОБЕРЕЖНІ! Не станьте жертвами шахраїв! Вимагайте документацію, перевіряйте репутацію!

вівторок, 6 січня 2015 р.

Нам больше не нужны лекарства


Несмотря на изобилие аптек, медикаменты все чаще становятся недоступными пациентам

Хотя практическо все аптекари жалуются на нерентабельность бизнеса, открытию новых городских аптек почему­то не мешает ни девальвация гривни, ни снижение покупательной способности украинцев, ни наличие конкурента в радиусе 100–200 м, ни перебои с поставками лекарств. «Рост курса и введение НДС позволяют генерировать на 5–15% больше валовой прибыли в гривнях. И хотя количество чеков (покупателей) год за годом продолжает стабильно сокращаться, это позволит большинству аптечных сетей из отрицательной и нулевой EBITDA выйти в плюс», — говорит старший консультант Apple Consulting Александр Соколенко.

Фармацевтический ретейл активно укрепляет свои позиции, несмотря на тотальный кризис в стране. По данным аналитической системы исследования рынка PharmXplorer/ «Фармстандарт» компании Proxima Research, за десять месяцев объем аптечных продаж в Украине впервые превысил 30 млрд. грн.

«k:» решили разобраться в парадоксах сегодняшнего развития аптечной индустрии и выяснить, где скрыты резервы роста для фармрозницы.

Ассортиментные махинации

Одна из причин — товарная спекуляция с нереализованными остатками. По оценкам пациентов, с начала года многие импортные препараты выросли в цене в 2,5–3 раза как минимум. К примеру, известный всем активированный уголь подорожал с 0,9–1 до 2,5–3,5 грн., а разрекламированное средство от метеоризма «Эспумизан L» — с 40–45 до 139–150 грн. Причем часто стоимость лекарства в аптеке сначала поднималась, а через некоторое время откатывалась назад. Такие волнообразные ценовые скачки эксперты фармрынка объясняют участившимися манипуляциями собственников аптек на валютном курсе. «Дистрибьюторы на стоимость уже отгруженного в аптеки товара практически не влияют, а розница самостоятельно пилюли не импортирует. Но это не мешало фармацевтам буквально на следующий день после очередного ослабления гривни переписывать свои ценники на всю зарубежную номенклатуру в большую сторону. Дополнительный заработок аптекари могли получать до поступления новой партии товара, после чего цену на препарат приходилось опускать до уровня, обозначенного дистрибьютором», — говорит провизор одной из столичных аптек Наталья Лазебникова.

Этим манипуляциям способствовала и невнимательность отечественных потребителей. Только 10% больных хроническими заболеваниями на самом деле контролируют цену своего лекарства. И лишь 16% из 100% заходящих в аптеку покупателей знают стоимость тех лекарств, за которыми они конкретно идут.



Другая причина — набирающий слава категорийный менеджмент. Разный уровень маржинальности лекарственных средств позволяет манипулировать ассортиментом. В консалтинговых конторах аптекам предлагают активно избавляться от медленно оборачиваемых лекарств. «Зачастую в аптеках более 50% товарных позиций продаются со скоростью одна и реже упаковка в неделю, в то время как ходовые позиции часто выпадают из наличия по причине их быстрой реализации. Аптеки, меняющие долю этих препаратов в запасах, автоматически увеличивают свою доходность», — говорит старший консультант Apple Consulting Александр Соколенко.

К тому же, разместив в прикассовой зоне ряд товаров импульсного спроса (витамины, жевательную резинку, косметические средства, диетические добавки или минеральную воду), можно заметно «удлинить чек», увеличив в нем количество наименований товаров. Украинцам вообще присуща высокая ценовая чувствительность только к первым по счету товарам в чеке. Грамотные провизоры с выгодой используют тот факт, что к четвертому и последующим по счету товарам покупатель менее чувствителен, предлагая «в нагрузку» товары с большой маржей.

Побочные эффекты

Отдельного внимания заслуживают игры с наценками. Вступление в силу с 1 января 2015 года изменений в постановление Кабмина №955 еще больше ударит по потребителям дешевых препаратов. Ограничение размера торговой надбавки на уровне 30% к закупочной цене лекарственных средств и изделий медицинского назначения, равного 12 грн. или меньше, в течение нескольких месяцев приведет к вымыванию из аптечного ассортимента недорогих лекарств отечественного производства. По мнению директора по развитию компании «Фармпланета» Натальи Сергейко, рознице будет невыгодно работать с такой категорией продукции из­за низкой маржинальности. «В итоге — доступ к отечественным анальгетикам и антипиретикам, кардиологическим, антисептическим и дезинфицирующим средствам будет ограничен. В деньгах этот сегмент относительно невелик — примерно 9% товарооборота. Но в упаковках это больше половины рынка», — уточняет знаток.

В то же время установление разрешенных размеров наценок на другие ценовые группы позволит ретейлерам на законных основаниях устраивать конкурентные бои маркетинговых бюджетов поставщиков. Дело в том, что в ценовой категории от 12 грн. и выше находится большинство разно­образных генериков, и какой именно из них получит возможность попасть на полку, решит откат для аптеки. «Маркетинговые договоры с дистрибьюторами и прямые — с производителями — это дополнительный источник дохода, за счет которого выживают сейчас аптеки», — признается исполнительный директор Pharmacy Concept Store Светлана Емцева.

Для пациентов опасность такого подхода заключается в том, что некоторые фармацевты готовы предлагать клиентам не только генерики, но и препараты с альтернативным действующим веществом. «Хотя по закону такое действие является противоправным (ни один фармацевт не может изменять назначение врача и замещать лекарство с одним действующим веществом другим по собственному усмотрению), реального наказания за это никто не несет», — сетует вице­президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Евгений Найштетик.

Еще сильнее увеличить ситуацию с наличием доступных препаратов может договоренность парламентской коалиции о запрете в ближайшем будущем рекламы лекарственных средств. Этот шаг автоматически переместит выговор маркетингового давления производителей на провизоров. И это еще больше сформирует «лекарственную зависимость» аптечной розницы, которая останется основным доступным каналом информации для большинства больных.

Прогноз неутешителен: вместо того чтобы рекомендовать больным действительно нужные препараты, провизоры постараются втюхивать им те лекарства, продажа которых принесет гарантированный бонус. Естественно, вдаваться в противопоказания того или иного средства к применению для каждого покупателя в отдельности аптекари поленятся (они же не врачи). PharmXplorer/«Фармстандарт» зафиксировала в текущем году смещение фокуса промоактивности в безрецептурном сегменте на рекламу непосредственно в местах продаж (POS­материалы, акции), рассчитанную на конечного потребителя. Увеличение прямых затрат на продвижение лекарств в рознице принесло владельцам аптек порядка $50 млн.

Кстати, по оценкам первого проректора Национального фармацевтического университета Аллы Котвицкой, незнание пациентами побочных эффектов приводит к тому, что за каждый доллар, потраченный на приобретение лекарств, украинцам придется доплачивать еще по 90 центов для устранения проблем, возникающих из­за принятия некорректно подобранных препаратов.

Сводка.нет - Новости Украины и Мира

Немає коментарів: