ПРАВДА ПРО СТАН УКРАЇНСЬКОЇ ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ГАЛУЗІ

На цьому ресурсі ви побачите не тільки професійний огляд преси, правдиве інформування про лікарські засоби, а й реальні дії ФармРади у боротьбі за права фармацевтів та права споживачів: документи, запити до влади, проекти законів; акції, заходи, конференції. Реальні люди, що не пошкодували життя для цієї боротьби.
Ми відкриті для спілкування: ви завжди можете звернутися до нас і поспілкуватися наживо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
© Остерігайтесь інформаційних підробок.
БУДЬТЕ ОБЕРЕЖНІ! Не станьте жертвами шахраїв! Вимагайте документацію, перевіряйте репутацію!

четвер, 16 лютого 2012 р.

Украинцы остаются один на один с болезнями

Украинцы остаются один на один с болезнями. В 2011 г. объем фармацевтического рынка в денежном выражении увеличился почти на 20%. При этом натуральный объем продаж неуклонно падает, пишут Экономические известия.

Цены на лекарства в прошлом году росли каждый месяц на 1-1,2%. И по итогам года, украинцы потратили на покупку медикаментов в аптеках и медучреждениях 23 млрд. грн., что на 17% больше, чем в 2010 г. При этом через аптеки и медучреждения было реализовано 1,21 млн. упаковок лекарственных средств (ЛС), что на 9% меньше, чем в прошлом году. Эту информацию сообщил председатель Гослекслужбы Алексей Соловьев. Количество посещений аптек также уменьшилось - примерно на 16%. Выходит, покупается лекарств меньше, а затрат - больше. Действительно, статистика говорит о том, что с каждым годом люди тратят на аптеку все больше (2009 г. - 19 млрд. грн., 2010 г. - 20 млрд. грн., 2011 г. - 23 млрд. грн.), а покупают меньше (в упаковках: 2009 г. - 2,1 млн., 2010 г. - 1,92 млн., 2011 г. - 1,21 млн.). Причина в том, что медикаменты дорожают. На это обратил внимание и Антимонопольный комитет, который попросил аптеки отчитаться, как за последние два года росли цены.

Подобная статистика может означать одно из двух: либо украинцы стали более здоровыми, либо цены для людей непомерно высоки - и люди просто не лечатся. «Цены на лекарственные препараты у нас достаточно высокие, и с этим надо что-то делать, причем безотлагательно»,- говорит господин Соловьев. В планы Минздрава уже давно входит разработка системы регулирования цен на ЛС.

«У нас зарегистрировано 14 тыс. наименований ЛС (80% из них - генерики и завозятся из-за границы), при этом ни один препарат и ни одно средство медназначения не облагаются налогом. Без введения налога - в 5, 10, 20% - невозможно регулирование цен. А пока при растаможке пишут большую цену, чем она есть, чтобы потом еще накрутить. Сейчас ценообразование не находится под четким контролем, и это надо менять»,- говорит «і» глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева.

Несмотря на то, что сейчас действует ограничение уровня торговой наценки в 10% на лекарства, в прошлом году были случаи наценки в 41% (например, препарат «Неотон»). Однако факт превышения уровня наценки не является основанием для аннулирования лицензии, а штрафные санкции в размере 170 грн. не очень пугают аптечные учреждения.

Согласно данным SMD, в прошлом году больше всего подорожали биоактивные добавки - +24,9%, доля которых в общих продажах составляет 5%, после них идут товары лечебной косметики и персональной гигиены - +23,9%, их доля - 6,8%, ЛС - +13,2%, доля - 83%, изделия медназначения - +11%, доля - 5,3%. За последние два года подобного роста не было, к тому же в прошлом году евро падал, доллар также не рос, поэтому причины роста непонятны.

«Нам надо просто копировать европейский опыт, выбрать наиболее подходящую систему регулирования. Абсолютно все страны ЕС в той или иной степени регулируют цены на ЛС. А в нашей стране рынок чрезмерно либеральный»,- говорит господин Соловьев.

По данным компании SMD, рынок в денежном выражении увеличился на 14,3%, а в упаковках - уменьшился на 1,7%. «В денежном исчислении рынок растет только за счет коэффициента инфляции, который на ЛС, по итогам года, составил +8-9%. И вторая составляющая роста цен - перераспределение спроса в сторону более дорогих, более качественных, более разрекламированных лекарств»,- говорит «і» заместитель генерального директора маркетинговой компании SMD Евгений Живодерников.

Действительно, госпожа Бахтеева подтверждает, что «парадоксально то, что более 65% украинцев болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями, а первые места по продажам занимают препараты «Мезим» (для желудка), «Простамол» (повышение потенции), «Бронхолитин» (против кашля), «Кагоцел» (противовирусный), то есть препараты, которые рекламируются по телевидению. Рекламируемые лекарства хорошо продаются. Их навязывает реклама, и мы все находимся под этим воздействием, бежим и покупаем. Мы анализировали количество продаж «Фестала» (для желудка) за прошлый год, оказалось, что каждый украинец съедает от 10 до 20 таблеток в год. Чтобы бороться с подобной статистикой, мы подготовили законопроект о запрете рекламы ЛС по телевидению (только с разрешения МЗ)».

Еще одним важным и непростым вопросом для фармрынка является импортозамещение. Единственная страна Европы, где отечественное производство превышает импорт, это Великобритания - там примерно 60-70% лекарств обеспечивают британские производители. Господин Соловьев отмечает, что доля медикаментов отечественного производства в Украине в прошлом году составила около 64,9% в натуральном выражении, то есть 800 млн. упаковок.

«Таким образом, 116 отечественных заводов, которые в настоящее время имеют действующие лицензии, обеспечивают 2/3 потребности населения в лекарственных средствах»,- добавил господин Соловьев. Средняя стоимость этой продукции ниже в 4,5 раза сравнительно с импортными аналогами и составляет 8,5 грн. за одну упаковку. Средняя цена импортного средства - 38,5 грн.

Эксперты считают, что против западных производителей лекарств сыграли кризис и снижение покупательной способности населения. Председатель Гослекслужбы отмечает, что впервые за всю историю Украины четыре отечественные фармкомпании вошли в топ-10 компаний-производителей по объемам продаж в 2011 г.- ОАО «Фармак» (Киев), ЗАО «Фармацевтическая фирма «Дарница» (Киев), фармацевтическая корпорация «Артериум» (Киев) и ООО «Фармацевтическая компания «Здоровье» (Харьков). Таким образом, в прошлом году компания «Здоровье» из двадцатки ворвалась в десятку лидеров. А пальма первенства - за компанией «Фармак», которая в первом полугодии 2011 г. укрепила лидирующие позиции благодаря опережающим среднерынПосиланняочным темпам прироста - +30% по сравнению с первым полугодием 2010 г.

fundmarket.ua

Немає коментарів: