ПРАВДА ПРО СТАН УКРАЇНСЬКОЇ ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ГАЛУЗІ

На цьому ресурсі ви побачите не тільки професійний огляд преси, правдиве інформування про лікарські засоби, а й реальні дії ФармРади у боротьбі за права фармацевтів та права споживачів: документи, запити до влади, проекти законів; акції, заходи, конференції. Реальні люди, що не пошкодували життя для цієї боротьби.
Ми відкриті для спілкування: ви завжди можете звернутися до нас і поспілкуватися наживо.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
© Остерігайтесь інформаційних підробок.
БУДЬТЕ ОБЕРЕЖНІ! Не станьте жертвами шахраїв! Вимагайте документацію, перевіряйте репутацію!

неділя, 19 лютого 2012 р.

Испытание лекарств

Жан-Поль Шоер Генеральный директор «Санофи-Авентис Украина» о том, как фармацевты зарабатывают на украинском рынке и как им мешает государство.

В прошлом году объем производства лекарств в Украине сократился на 2%, но в денежном выражении рынок вырос на целых 18%. Объяснение тому простое: лекарства стали дороже. Сдерживала рост рынка непредсказуемая государственная политика, говорит генеральный директор компании «Санофи-Авентис Украина» Жан-Поль Шоер. Компания, которой руководит Шоер, в прошлом году заработала 1,1 млрд. грн., что на 15% больше, чем в 2010-м. Это лучший результат среди иностранных компаний, представленных в Украине.

За счет чего выросли продажи «Санофи-Авентис Украина» в 2011 году?

Этому способствовали несколько факторов. Во-первых, удачно выбранная стратегия развития компании и хорошо адаптированный к потребностям рынка портфель продуктов. Такие безрецептурные препараты, как эссенциале, но-шпа и фестал, приносят компании около 50% продаж. На протяжении последних трех лет мы выводили на рынок много новых инновационных продуктов. Кроме того, чрезвычайно важным для нас стало приобретение компании Zentiva (специализируется на производстве генериков, препаратов-аналогов, не требующих патентов. - Ред.). Ведь украинский рынок - это, прежде всего, рынок генериков. Сделка позволила нам укрепить позиции и занять долю в данном сегменте, где мы раньше не были представлены.

О какой доле идет речь?

В настоящее время мы занимаем 15-е место в этом сегменте - около 1% всего рынка. Это небольшая доля. Локальные производители, разумеется, здесь гораздо сильнее нас, и это нормально. Но уже в ближайшее время с помощью продуктов Zentiva мы планируем вырасти в продажах на 25%. До сих пор наш портфель генериков развивался слабо, потому что мы фактически не выводили на украинский рынок новые препараты. Но уже в ближайшие два года планируем запустить до 10 абсолютно новых генериков. К примеру, скоро на рынке появится препарат «Розувастатин», позволяющий снижать уровень холестерина. Также акцент будет сделан на кардиологию, центральную нервную систему и неврологию.

И сколько вы на этом заработаете?

Наши продажи генериков в Украине составляют около 15 млн. евро. Столько же мы планируем заработать и в этом году.

Во сколько обходится компании продвижение препаратов?

В среднем фармацевтические компании инвестируют в продвижение 5-10% от объема продаж. Мы тоже следуем этому правилу. Поэтому общий объем инвестиций в генерики в этом году составит 1-1,5 млн. евро. В сегмент безрецептурных препаратов инвестиции будут больше, так как в его продвижение закладывается рекламный бюджет.

Какая доля украинского рынка в общем объеме продаж «Санофи»?

В 2011 году продажи «Санофи» в мире составляли 34 млрд. евро, поэтому доля Украины кажется каплей в море. Объем украинского фармацевтического рынка составляет 2,1 млрд. евро, а один житель тратит на лекарства в среднем $65 в год. Это очень низкий показатель. К примеру, в России эта цифра на уровне $100, в Беларуси - $70. Но по сравнению с рынками Франции, Великобритании или США рост продаж в деньгах в Украине значителен, и это важно для нас.

В сентябре 2011 года компания вложила $500 тыс. в локализацию препарата «Инсуман» для больных диабетом в Украине. Инвестиции уже окупились?

Эти инвестиции были сделаны нашим партнером - компанией Pharma Life. Они вложили деньги в модернизацию своего львовского завода, на котором производится «Инсуман» (компания выпускает во Львове только упаковку, лекарство делают в Германии. - Ред.), в соответствии со стандартами «Санофи». Эта инвестиция долгосрочная и рассчитана на три года. Когда мы запустили производство, государственные тендеры на инсулин на 2011-й уже прошли, поэтому мы возлагаем большие надежды на них в этом году.

То есть ваши планы продать в 2012 году 300 тыс. упаковок препарата могут не осуществиться?

Я не могу с твердой уверенностью утверждать, что нам удастся реализовать заявленный план в полной мере. В основном из-за того, что пропустили тендеры, и сам процесс локализации оказался немного сложнее, чем мы ожидали. Я думаю, что большего успеха в этом проекте достигнем в 2013 году. Но на этот год мы также возлагаем большие надежды и планируем произвести 250-300 тыс. упаковок препарата «Инсуман», что будет хорошим результатом.

Рассматриваете ли вы возможность переноса части производства других препаратов в Украину?

Мы готовы двигаться дальше в локализации других препаратов в зависимости от потребностей пациентов и государства. Вообще сам процесс локализации довольно сложен - как с точки зрения законодательства, так и в плане гарантий сохранения качества. Проект по «Инсуману» своего рода тестовый и покажет - стоит ли идти в этом направлении. Я думаю, что сегодня Украине крайне необходимы качественные онкологические препараты. Надеюсь, к середине 2013 года мы сможем производить здесь упаковку одного из наших онкологических препаратов - «Таксотера», направленного на лечение рака молочной железы. Это важно для фармрынка и компании, но требует специфического подхода, так как производство онкологических препаратов сложнее других. Одна из причин, почему нам интересна локализация - это внутренняя политика государства, которая включает зеленый свет местным производителям.

С чем связано то, что компания не особо активна на рынке M&A, в то время как ваши конкуренты поглощают других?

Напротив, слияния и поглощения являются частью стратегии «Санофи». В период с 2009-го по 2010 год компания заключила более 70 сделок по приобретению активов или оформлению партнерств, а объем инвестиций в M&A составил более $23 млрд. В прошлом году только одна покупка Genzyme обошлась нам в $20 млрд.

Что касается Украины, каких-либо конкретных планов относительно покупок у нас на данный момент нет. Это связано с тем, что пока здесь нет интересных для нас активов. Хотя мы очень внимательно изучаем рынок и ищем возможности для инвестирования.

Украинское правительство взялось за реформирование фармацевтической отрасли, в частности, шла речь о намерениях создать монополиста на рынке лекарств. Чем это может обернуться?

Честно говоря, я не уверен, что это удастся сделать. Монополия противоречит правилам функционирования свободного рынка и создаст ему только проблемы. Государство знает, что необходимо реформировать систему здравоохранения. Я вижу, что госорганы делают правильные шаги в этом направлении. Но пока нет целостности действий. К примеру, невозможно реализовать контроль над стоимостью лекарств. А чтобы препарат был внесен в список государственных закупок на этот год, его нужно было зарегистрировать до конца декабря прошлого года. Однако из сотен заявленных препаратов только десяти удалось пройти регистрацию. Виной тому - до конца не ясная процедура. Хотя идея регулирования сама по себе правильная. Украинский фармацевтический рынок имеет огромный потенциал, и мы готовы существенно увеличить объем инвестиций в страну. Однако пока нас сдерживает его непредсказуемость.

Как, на ваш взгляд, будет развиваться отрасль в ближайшее время?

В прошлом году украинский фармрынок увеличился в денежном выражении на 18%. При этом в объеме уменьшился на 2%. Это из-за того, что многие компании подняли цены. Кроме того, на рынке появились инновационные, более дорогостоящие лекарства, продажи которых потянули рынок вверх. Также выросла покупательная способность - люди стали больше покупать оригинальные препараты. Тройка лидеров розничных продаж, на которых приходится 15% рынка, росла быстрее, чем сам рынок. На первом месте остается компания «Фармак», по итогам прошлого года выросшая на 25% в денежном выражении. За ней следует «Санофи-Авентис Украина», которой удалось увеличить продажи на 19%. Закрывает тройку компания Menarini c динамикой 11,3%.

Алексей Харченко
fundmarket.ua

Немає коментарів: