ТІЛЬКИ НА ДАНОМУ РЕСУРСІ - ВСЯ ПРАВДА ПРО СТАН УКРАЇНСЬКОЇ ФАРМАЦЕВТИЧНОЇ ГАЛУЗІ.

Не тільки професійний огляд преси, правдиве інформування про лікарські засоби, а й реальні дії ФармРади у боротьбі за права фармацевтів та права споживачів: документи, запити до влади, проекти законів; акції, заходи, конференції. Реальні люди, що не пошкодували життя для цієї боротьби.
Ми відкриті для спілкування: Ви завжди можете звернутися до нас по інтерактивному зв'язку і поспілкуватись наживо.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
© Остерігайтесь інформаційних підробок.
БУДЬТЕ ОБЕРЕЖНІ! Не станьте жертвами шахраїв! Вимагайте документацію, перевіряйте репутацію!


понеділок, 3 травня 2010 р.

НФаУ — бренд фармацевтического образования

НФаУ — бренд фармацевтического образования

Профессия «фармацевт» — одна из востребованных и популярных среди абитуриентов.


И не случайно Национальный фармацевтический университет (НФаУ) входит в разряд престижнейших вузов, куда мечтают поступить молодые люди из многих стран мира. По результатам всеукраинского рейтинга НФаУ занимает 20 место среди лучших 200 университетов Украины и третье среди медицинских вузов.

Наша встреча с ректором НФаУ, членом-кор­рес­пон­дентом НАН Украины, доктором фармацевтических, доктором химических наук, профессором Валентином Петровичем Черных состоялась буквально на следующий день после возвращения из поездки по стране делегации университета. В два этапа они объездили фармацевтические и медицинские колледжи Луцка, Ривного, Житомира, Кировограда и Черкасс, преодолев за это время 3,5 тысячи километров.


— Главной целью этого непростого (учитывая состояние наших дорог после зимы) путешествия была профориентационная работа среди выпускников фармацевтических и медицинских колледжей, — рассказывает Валентин Петрович. — Для собравшихся молодежных аудиторий я читал лекции на тему «Фармацевтическое образование в Украине» и «Формирование здорового образа жизни молодежи». Результат поездки? В наш университет собрались поступать 330 человек. В этом году нам предстоит принять на первый курс три тысячи студентов. По нынешним временам эту задачу будет решить нелегко…


— И это при том, что сегодня НФаУ является современным даже по европейским нормам высшим учебным заведением с мощной материальной базой и высококвалифицированными специалистами?

— Возможно, нарушая какие-то каноны интервью, я хочу подробно рассказать о нашем Национальном фармацевтическом университете — единственном в мире специализированном высшем учебном заведении, осуществляющем подготовку специалистов фармацевтического профиля IV уровня аккредитации. Исторические корни нашего вуза уходят еще в 1805 год. Профессия «фармацевт» была и есть одна из самых востребованных и престижных. Наш университет имеет развитую материально-техническую базу, которая отвечает требованиям мировых стандартов качества образования (в частности, шесть учебных корпусов и пять общежитий).


В структуре НФаУ 10 факультетов и 49 кафедр, Институт повышения квалификации специалистов фармации, колледж, четыре учебно-научно-производственных комплекса, научно-методическая лаборатория по вопросам фармацевтического образования, научно-исследовательские лаборатории, обеспечивающие полный цикл создания лекарственных препаратов, клинико-диагностический центр, центр косметологии и аромологии, компьютерный и издательский центры, физкультурно-оздоровительный комплекс, сеть студенческих кафе и столовых, центр первичной медико-санитарной помощи студентам, культурный центр, 26 компьютерных классов с доступом к сети Интернет, научно-техническая библиотека с книжным фондом свыше 1 млн. экземпляров.

В нашем университете обучается более 17,5 тысячи студентов, аспирантов и магистрантов. Более тысячи из них — иностранные граждане, приехавшие из 20 стран мира. Подготовка специалистов осуществляется для всех сегментов фармацевтической отрасли по специальностям: «Фармация», «Клиническая фармация», «Технология парфюмерно-косметических средств», «Лабораторная диагностика», «Технология фармацевтических препаратов», «Экобиотехнология», «Промышленная биотехнология», «Биотехнология БАР», «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Менеджмент организаций». В НФаУ есть возможность получить и второе высшее образование по специальностям: «Качество, стандартизация и сертификация», «Педагогика высшей школы», «Административный менеджмент». Наше достояние — высококвалифицированный коллектив преподавателей с огромным интеллектуальным и творческим потенциалом. Учебно-воспитательный процесс обеспечивают свыше 800 преподавателей. Среди них более 100 докторов наук, профессоров и около пятисот кандидатов наук, доцентов, 16 действительных членов отраслевых Академий наук, 23 заслуженных деятеля науки и техники, работников образования, здравоохранения, фармации Украины, два лауреата Госпремии Украины. За выдающийся вклад в развитие фармацевтического образования 35 сотрудников университета удостоены государственных наград Украины. За годы своего развития в университете сложились признанные в научных мировых кругах 22 научно-педагогические школы, наиболее известные из которых — химического синтеза, медико-биологическая, фармакогностическая, технологическая, управления и экономики фармации. В университете проводятся фундаментальные и прикладные исследования, направленные на создание новых лекарственных средств. Создано 265 лекарственных препаратов, из которых 109 уже есть в аптечной сети, а 156 находятся на разных этапах исследования. Нашими учеными-изобретателями получено более тысячи охранных документов на изобретения. Более сорока тысяч отечественных провизоров и фармацевтов и пять тысяч иностранных магистров фармации учились в Национальном фармацевтическом университете и сегодня с гордостью и уважением называют наш вуз аlma mater всей фармации Украины. Выпускники НФаУ работают в аптеках, фармацевтических фирмах, аптечных базах, контрольно-аналитических лабораториях, на фармацевтических заводах и фабриках, то есть практически задействованы во всех сегментах экономики фармацевтической отрасли. Спрос на наших выпускников очень высок.


— И при всем при том, Валентин Петрович, вы опасаетесь не выполнить план приема?

— Как известно, в связи с уменьшением количества выпускников школ, нынешний и следующий годы будут для вузов Украины сложными, — говорит Валентин Черных. — К тому же мы стремимся не просто набрать студентов, а найти тех, у кого есть интерес к фармации, химии, биологии и самое главное — желание учиться. Сегодня найти своего студента — сложная проблема. Особенно если учесть, что многие абитуриенты сдают документы для поступления сразу в несколько вузов, рассчитывая попасть хотя бы в один из них. А там видно будет…


— Кстати, Валентин Петрович, как вы относитесь к решению возобновить вступительные экзамены в вузах?

— В Интернете активно муссируется тема реформ в системе образования, инициированных новым министром, в частности трехкомпонентная система оценки при поступлении в вузы (200 баллов — аттестат, 200 баллов — тестирование, 200 баллов — экзамен в вузе). Самые резкие комментарии и наибольшие опасения среди граждан вызывает внедрение третьего профессионального экзамена от вуза. Хотя в этом году вводить такой экзамен не планируется.


— Многие восприняли намерение ввести дополнительный профессиональный экзамен как попытку нивелировать результаты внешнего независимого оценивания, ведь аттестатом и профессиональным экзаменом можно отрегулировать любые результаты ВНО и фактически вернуться к взяточничеству, которое раньше сопровождало вступительную кампанию.

— Чем ближе вступительная кампания, тем большую активность проявляют СМИ к этим вопросам… Что ж, я вам отвечу. Внешнее тестирование, откровенно говоря, снимает ответственность с ректора за проведение вступительной кампании — ведь мы к этому не имеем никакого отношения, к нам абитуриенты приходят уже с сертификатами. И с этой позиции лично я не поддерживаю идею восстановления вступительных экзаменов в вузах. Но все не так однозначно. На основании независимых экспертных исследований специалисты сделали вывод, что препятствием для коррупционных действий в сфере доступа к высшему образованию стала новизна используемого метода внешнего независимого оценивания. Но существует вероятность того, что в будущем могут появиться новые коррупционные схемы. Я убежден, поступление в вуз по протекции имеет массу негативных последствий: во-первых, учебные заведения получают студентов с низким уровнем знаний, у которых нет мотивации к обучению, а есть опыт решения проблем коррупционным путем. Понятно, такие студенты способствуют возникновению коррупции во время обучения и ухудшают репутацию вуза. Во-вторых, страдает качество образования, поскольку такой студент утрачивает мотивацию к добросовестному обучению. Как следствие, рынок труда получает специалистов низкой квалификации. С другой стороны, остается актуальным вопрос об уровне доверия к внешнему независимому оцениванию. Очень многие эксперты по-прежнему настороженно относятся к этой процедуре, продолжая считать, что с помощью тестов нельзя полностью проверить знания поступающих в вузы. Еще один вопрос — качество самих тестов. В общем, набор в вуз по результатам тестирования тоже проблематичен. Мы берем «кота в мешке». Бывает, знания абитуриентов не слишком высокие, по разным причинам, одна из которых — место жительства, ведь в городах, как известно, больше возможностей для учебы, чем в сельской местности. Мы подтягиваем таких студентов до уровня тех, кто имел возможность не только учиться в хорошей школе, но и заниматься с репетиторами. Для этого у нас существуют дополнительные специальные курсы и занятия. Наша задача — помочь молодому человеку освоить выбранную специальность, научить его. И все же тестирование — прогрессивный шаг. Этот метод оценки знаний сегодня присущ многим ведущим западным странам. Украине выглядеть здесь белой вороной не следует. Думаю, нужно аналитически оценить действия предыдущей власти, оставляя положительные наработки. Ведь было бы неправильно просто вернуться к прошлому. По этому поводу вспоминается афоризм: «Не смотри в прошлое с тоской. Оно не вернется. Мудро распорядись настоящим. Оно твое. Иди вперед…»


— Однако, помнится, Валентин Петрович, вы были одним из сторонников «оранжевых» нововведений в образовательной отрасли.

— Чтобы расставить все точки над «і» по поводу моих политических взглядов, расскажу об одном эпизоде из недавнего прошлого. После назначения Арсена Авакова главой облгосадминистрации он пригласил меня к себе в кабинет и спросил: «Вы на съезде в Северодонецке были?». «Не был», — отвечаю. «А в какой вы партии?». «Был в коммунистической», — отвечаю. — А сейчас в другой». «В какой?» — заинтересовался губернатор. «В партии Господа Бога». Больше мы к этому вопросу не возвращались. В политику меня не тянет — хватает забот на должности ректора. Но я никогда не был согласен с нашими «оранжевыми» депутатами, которые пытались максимально отдалить Украину от России. Надо уважать соседей и партнеров. Разумеется, и европейских в том числе.


— Сегодня есть основания считать, что качество украинского школьного образования, осуществлявшегося по советским стандартам, было сравнительно высоким. Хотя европейские страны уже тогда имели общий образовательный стандарт: учеба в школе не менее 12 лет, последние два-три года из которых — профильное обучение. Внедряя европейские стандарты образования, Украина пошла этим же путем…

— В любом случае, к старой десятилетней системе школьного образования вернуться невозможно. Во-первых, это не соответствует современным тенденциям развития общества, образования (в том числе высшего) и науки. Во-вторых, для этого опять-таки понадобятся время и средства (издание учебников, составление программ). Начав перезагрузку системы украинского образования, остановиться мы уже не можем. Но стоит проанализировать и тот факт, что все больший поток школьников после 9 класса уходит в колледжи. Дети и их родители считают, что обучение в 10 — 11-м классах в том виде, как это происходит сейчас в большинстве школ, — потеря времени. А в колледже, кроме среднего образования, они получают еще и специальность…


— Как бы то ни было, Валентин Петрович, нынешний министр образования Дмитрий Табачник явно готовится существенно откорректировать решения своего предшественника.

— Почему бы и нет, если речь идет о явных перегибах? Я этнический россиянин, но считаю, что государственный язык в Украине должен быть один — украинский. Однако при этом необходимо иметь возможность преподавать на любых языках. Все наши студенты владеют украинским языком и обязательно изучают еще два иностранных языка. А 350 наших преподавателей в совершенстве владеют и преподают на английском языке. Главное — донести знания до студента. Всё равно, говорят ли студенты на украинском или на русском языке, преподаватели с ними общаются на родном для них языке. И учебная литература у нас издается на украинском, русском и английском. Правда, на украинском издаем за счет университета, остальные — за счет спонсоров. Вступительные экзамены проходят по выбору студентов на том языке, на котором учились в школе. Лекции у нас читаются на украинском или русском. В десяти группах иностранцев — на английском. Как мы можем отказать в разноязычии тем, кто заплатил за контрактное обучение? Кстати, Дмитрий Табачник говорит на чистом украинском языке, чем не могли похвастаться многие видные представители прошлой власти. И он подчеркнул, что будет руководствоваться в своей работе исключительно законами и постановлениями правительства.


— Получается, Валентин Петрович, что вы сегодня критически относитесь к действиям «оранжевой» власти?

— Смотря каким. Нынешний губернатор Михаил Добкин недавно правильно сказал, что заканчивается ориентация на цвет флагов. Важнее уровень специалистов. Тем не менее, идет массовая смена чиновников. Надеюсь, что выбирают лучших профессионалов.


— Что-то мы с вами, Валентин Петрович, отклонились от темы учебы в политику. Лучше скажите, сколько стоит обучение в НФаУ?

— Стоимость обучения до уровня специалиста на дневных отделениях — от 5000 до 12300 гривен в год. (Учиться на специалиста нужно пять лет, а до уровня магистра — еще один год). Меньше стоимость обучения на специальности бакалавр экономики предприятия, бакалавр маркетинга и бакалавр менеджмента. Самое дорогое обучение — на магистра фармации. Учеба на заочном отделении обходится на 25 — 30 проц. дешевле. Кстати, я убежден, что нужно уравнять оплату за обучение для наших сограждан и граждан стран СНГ. Это создаст благоприятные условия для привлечения в нашу страну большего количества студентов из стран Содружества.


— А как обстоят дела с трудоустройством выпускников по специальности? Не так давно в Украине массово открывались аптеки. А немного позже они почти так же массово стали закрываться.

— Основной инстинкт человека — чувство самосохранения, физического выживания, питания, а также стремление сохранить свое здоровье и найти средства лечения. Проще говоря, людьми всегда будут востребованы продукты питания и лекарства. То есть фармацевты будут нужны всегда. Аптечный бизнес во всем мире считается выгодным. В прошлом году доходы от продажи лекарственных средств на мировом рынке превысили $800 миллиардов. Для сравнения: доходы ОПЕК от продажи нефти в том же году были почти вдвое меньше. В Украине бизнесмены сейчас начали открывать не отдельные аптеки, а сети из 100 — 200 аптечных учреждений. И естественно, без профессионалов здесь не обойтись. Потребность в специалистах-фармацевтах сегодня огромна. В развитых странах на 10 тысяч жителей приходится 10 — 12 фармацевтов. В Украине же этот показатель гораздо ниже — от 5 — 6, например, в Харьковской области, до 2 — 3 — в Сумской. Иными словами, профессионалы в дефиците, их ждут и государственные, и коммерческие предприятия. К сожалению, до сих пор в аптечных киосках можно встретить людей, которые не имеют специального образования, что, конечно, сказывается на качестве обслуживания населения и уровне охраны здоровья. А ведь аптека никогда не была просто торговым учреждением. Сейчас роль фармацевта в системе здравоохранения меняется, его ответственность и значимость возрастают, речь идет о фармацевтической опеке над пациентом. В аптеку приходят за консультацией, за советом и непрофессионал может только навредить больному.


Национальный фармацевтический университет является бесспорным лидером отечественной высшей фармацевтической школы и играет ведущую роль в становлении и перестройке фармацевтической отрасли Украины и развитии Харьковщины как центра фармацевтического образования, науки и производства. 205 лет истории НФаУ сформировали философию подготовки фармацевтических кадров, которая аккумулирована в простых словах, принадлежащих ректору В. П. Черных: «К лекарствам должен прикасаться только образованный человек». Ведь испокон веков, что бы ни происходило в мире, невзирая на все неурядицы, испытания, перемены и политические страсти, нерушимой и главной общечеловеческой ценностью остается жизнь и здоровье человека. Это не пустые слова для тех, кто избрал своей судьбой фармацию. Поскольку фармация не только профессия, это служение гуманистическим идеалам человечества.


Аркадий Генкин
timeua.info

Немає коментарів: